Что такое кофола и чем она отличается от кока-колы?
Кофола — безалкогольный газированный напиток, созданный в Чехословакии в 1959 году. За разработку отвечал целый институт — Чехословацкий исследовательский институт лечебных трав, а руководил процессом доктор Зденек Блажек.
Производителем напитка стала фармацевтическая компания Galena. После распада СССР и Югославии права на производство отошли компании Santa nápoje, которая сегодня называется Kofola a.s.
Как и «Байкал», кофолу создавали как «наш ответ» американской кока-коле и пепси-коле. Главным отличием реплики от оригинала стал отказ от ортофосфорной кислоты, которая разрушает эмаль зубов (поэтому стоматологи рекомендуют пить газировку через трубочку) и усиливает жажду. Знакомо ощущение «чем больше пьешь, тем больше хочется»? В этом вина именно ортофосфорной кислоты. Вот почему газировки с кислотой не утоляют жажду. Зато кофола утоляет отлично!
Вкус напитка в чем-то похож на опять же чешский травяной ликер «Берехровка»: слегка кофейный, немного травяной, с легкой кислинкой и едва уловимой горчинкой. Откроете бутылочку и сразу почувствуете приятный аромат, чем-то похожий на запах «Байкала».
Решение создать собственную «коку-колу» появилось в Чехословакии не только из-за желания побороть иностранную газировку, но и для оптимизации пищевой промышленности: при обжарке кофе оставался избыток кофеина, и выбрасывать было жалко, а применить некуда.
Основой же нового напитка стала смесь фруктовых сиропов из яблок, смородины, вишни и малины. Все сиропы готовятся один раз за сезон, поэтому каждый год кофола слегка отличается по вкусу. Смесь, не мудрствуя лукаво, назвали Kofo. Всего в этот сироп входят экстракты 14 фруктов, орехов и трав.
Что остается неизменным, так это легкая горчинка. Отличить же от оригинальной колы кофолу можно ещё и по сладости: чешский напиток содержит на 30% меньше сахара, чем американский. Кофеина в нём меньше на 56%.
В Чехии и Словакии кофола по-прежнему популярна и все ещё является главным конкурентом «Пепси» и «Кока-колы». Отчасти популярность объясняется ценой: кофола в два раза дешевле зарубежных газировок. Купить её можно в любом продуктовом магазине, а разливную кофолу продают в барах и ресторанах с надписью Točená Kofola. А самую-самую фирменную кофолу можно попробовать в фирменном ресторане Nagrilu на улице Йиндржишская.
Помимо «чистого» употребления, в Чехии любят «мешать» кофолу с ромом «Туземак» (не пишу чешским, так как ром на самом деле немецкий, но чехи это скрывают!). Наиболее популярные коктейли состоят из кофолы, рома и лимонного сока. А еще кофолу смешивают с пивом и вином. Вино с кофолой называют «гриб» или «бамбук».
Что касается сравнения кофолы с «Байкалом» (советского производства), то тут мнения расходятся. Кто-то считает, что напитки очень похожи, кто-то сходства не видит. С точки зрения состава в «Байкале» больше различных трав, а вкус не горчит.
Если сидите на диете, то помните о калорийности. Хоть в кофоле и меньше сахара, но 255 калорий на 100 граммов напитка присутствуют.
Кстати, в США о кофоле знают. На популярном у молодежи сайте UrbanDictionary так характеризуют чешский напиток:
«Ужасный напиток с отвратительным вкусом от коммунистов из Чехословакии. Если вы поедете в Чехию или Словакию и чем-нибудь отравитесь, сразу же выпейте большой стакан кофолы. Она вмиг прочистит вам желудок!»
Впрочем, упомянутый ресурс — сборище знатных ругателей и остряков, так что распространять это мнение на всех американцев не стоит. Вот, например, другое мнение: