Человек: потребитель пищи и не только
Любая биологическая система имеет две программы непременно исполняемые. Любой объект от одноклеточного до человека должен, во-первых, сохранять себя, во-вторых, продлевать род. В зависимости от сложности биологических систем, уровня их организации эти программы выглядят различно, но, несомненно, присутствуют в каждой системе. В человеке их можно обозначить, как систему инстинктов сохранения себя и систему инстинктов продления себя. Системы инстинктов продления себя, в дальнейшем ИПС, мы лишь коснемся, а вот о системе инстинктов сохранения себя, далее ИСС, точнее, его пищепотребительской части, поговорим чуть подробней.
Инстинкты в нашем понимании есть врождённые, жесткие программы, примерно, как операционные системы в современном компьютере, на которых и посредством которых работают все другие программы. При повреждении этих программ компьютер работать должным образом не сможет. Но человек организован более жизнеспособно и гармонично. При повреждении, деформации его инстинктивных программ человек не погибает, он живет, работает, воспроизводится, но счастливым, здоровым, самодостаточным себя не ощущает.
Две системы, ИПС и ИСС, постоянно взаимодействуют друг с другом, а также другими программами в системе «человек», являясь противоположностями, или двумя полюсами человеческих качеств. Каждая система состоит из нескольких инстинктивных программ. Главной в системе ИСС является эволюционно древнейшая способность к питанию, или потребность в пище. В системе ИПС важнейшей является сексуальность, сформировавшаяся эволюционно поздней других и присущая практически только человеку. Сексуальность присутствует в нашей беседе не просто так, как дань моде, она тесным образом взаимосвязана с вопросом питания, а также с интеллектом и социумом.
Конфликт и взаимодействие инстинкта с разумом и социальной средой – наиважнейший процесс и в человеке и в сообществе людском. В истории цивилизаций возникают периоды, когда превалирует одна из составляющих человека, иногда это разум, иногда инстинкт. Встречаются и гармоничные состоянии, равнодействия инстинктивного и разумного, рационального.
Человек, приобретя разум, получил инструмент управления инстинктами. Социум, даже самый примитивный, налагает на поведение индивидуума определённый регламент. И разум, и социальные постулаты не подавили в человеке инстинктивное, но наоборот. Инстинктивные системы развиты в человеке многообразней, потенциал выше, мощность, сила воздействия больше, чем у других высокоорганизованных животных. Это естественно. Живое не может существовать без инстинктивных систем, но если возникают новые качества, например разум, способные влиять на инстинкты, последние непременно должны усиливаться. Иначе существует опасность потерять способность, как к продлению рода, так и к поиску и потреблению пищи.